23-24 июня / 6-7 июля
Растение, которое по народному поверью, расцветает один раз в году в ночь на Ивана Купалу и обладает чудодейственными свойствами. Листья папоротника использовали в качестве оберега.
Папоротник
Папоротник (купоротник, кочедыжник, скатерник-кочедыжник) - растение, занимающее особое место в фольклоре праздника Ивана Купалы: чародейственные свойства приписывали его цветку, распускавшемуся, по поверью, один раз в год.
Народ полагал, что ровно в полночь на папоротнике появляется золотой цветок с огненно-красным отливом, цветущий всего несколько мгновений. Человек, увидевший этот цветок или завладевший им, обретал способность узнавать прошлое и заглядывать в будущее, видеть и добывать клады, спрятанные под землей, понимать язык животных, птиц и растений, открывать замки, становиться невидимым; горящий цветок давал власть над миром. По поверьям сибиряков, сорвавший его, в тот же миг мог увидеть то, что не дано видеть простым людям - цветение земли, леса и воды, происходящее только в ночь на Ивана Купалу (Макаренко А.А. 1993. С. 65). Считалось, что цветок папоротника приносил своему хозяину счастье и удачу. В песнях, исполнявшихся в купальские праздники, говорилось о его приворотных свойствах: с его помощью "сердце девичье огнями зажигают на любовь" (Максимов С.В. 1993. С. 473).
Желающий овладеть волшебным цветком должен был заранее найти в глубине леса - там, где не слышно пение деревенских петухов, - папоротник и прийти на это место в ночь на Ивана Купалу. Чтобы защититься от происков нечистой силы, охраняющей цветок, следовало очертить около себя круг васильевским огарком - остатком обожженной лучины или свечи, зажигаемой накануне Васильева дня (см. Васильев вечер), рябиновой палкой, металлическим предметом - ножом или топором. Крестьяне Вологодской губ. советовали сначала расстелить перед папоротником скатерть, сесть на один из ее концов и затем обвести указательным пальцем правой руки три раза вокруг скатерти (Неуступов А.Д. 1902. С.120-121). С этой же целью зажигали христову свечку, горевшую во время Пасхальной службы, читали молитву "Да воскреснет Бог и расточаться врази" (Афанасьев А. 1994. Т.2. С. 380), произносили заговор: "Талан Божий суд твой, да воскреснет Бог" (Калинский И.П. 1997. С. 142), или, наоборот, сохраняли полное молчание. Оберегом служило и принесенное из дома Евангелие (симбирск.). Согласно быличкам, нечистая сила в период ожидания, а особенно в момент цветения папоротника, старается отвлечь или напугать решившего достать цветок человека разными способами: то он слышит дикий хохот и вопли, наводящие ужас (Максимов С.В. 1993. С. 168), то ему кажутся черти, змеи, ведьмы, чудовища, то он ощущает дым пожара и колебания земли под ногами; иногда она наводит на смельчака сон. Традиция же предписывает внимательно следить за растением, не оглядываясь по сторонам, чтобы не пропустить момент цветения. Как только цветок появиться, нужно, не мешкая, сорвать его - иначе засветившийся бутон начнет перемещаться по всему лесу, - завернуть в скатерть и, молча, не оглядываясь, нести домой. На обратном пути нечисть, желая отнять волшебное растение, продолжает подвергать владельца цветка различным испытаниям. Ему кажется, что его окликают знакомые и родственники, они же встречаются ему на пути, заговаривают с ним, смешат или пугают его. Если человек нарушал предписываемые традицией запреты: оглядывался или начинал разговаривать, цветок исчезал бесследно.
Рассказы о папоротнике, распространенные в ярославском Пошехонье и Вятском крае, повествуют, что нельзя покидать очерченный круг до первого пения петухов, когда нечистая сила, всю ночь сторожившая цветок, становится бессильна помешать человеку завладеть заветным предметом. По словам вятских крестьян, один из распустившихся цветков папоротника, опавший через некоторое время после цветения, находился в течение ночи на скатерти, предусмотрительно расстеленной около растения; человек, пришедший за ним, должен был, не поддаваясь страху, неподвижно лежать на земле внутри круга, смотреть в небо и непрерывно считать звезды (вятск.). Только на заре, после первых криков петухов, волшебный цветок попадал в руки человека: покинув круг, он заворачивал цветок в скатерть и уносил его домой.
В ряде быличек содержатся сведения о способах использования цветка папоротника, который иногда для лучшей сохранности залепляли воском. Рассказывают, что цветок подкидывают в воздухе с целью узнать о наличии поблизости спрятанного в земле клада. Если клад имеется, то цветок засверкает в воздухе и упадет на то место, где он зарыт. Чтобы стать невидимым для человеческого глаза, следовало взять цветок в руки или положить его в рот, за щеку. Сибирская легенда гласит, что владелец цветка по прибытии в деревню, ночью же, должен отправиться в церковь и спрятать цветок под престолом. В праздник Крещения, когда народ из храма направиться на иордань, следует вытащить цветок и пойти с ним на реку. По поверью, за ним явится нечистый дух - черт, у которого можно будет потребовать за цветок все что угодно (тобольск.; Неклепаев И.Я. 1903. С. 188).
Получить цветок папоротника можно было и случайно. У русских широко была распространена быличка, повествующая о крестьянине, или пастухе, который в ночь на Иванов день (Иван Купала) отправился в лес на поиски пропавшей скотины. Цветок папоротника, который задел крестьянин, проходя мимо, попав ему в лапоть, помог не только отыскать животных, но и открыл перед человеком тайны мира. В процессе переобувания цветок так же случайно был утерян, а его бывший владелец снова стал обычным человеком, забыв все то, что с ним произошло. Согласно другому варианту былички, крестьянин продал свой лапоть черту, не ведая о том, что там находится цветок папоротника.
2. Как и ряд других ивановских трав, листья папоротника употребляли в качестве оберега. Их пропускали сквозь звенья золотой или серебряной цепочки, которую следовало носить на теле. Владелец такого оберега пребывал в уверенности, что ни один человек не сможет пожелать ему зла.
В Вологодской губ. было распространено поверье, согласно которому, чтобы замолить грехи, нужно в полночь на Ивана Купалу лечь в заросли папоротника.