Как мужик к куму на помочи ходил
Сейчас, наверное, уже забыли, что такое помочи. А ведь раньше деды и прадеды наши не мыслили без них себе жизни в деревне. Помочи – это совместный труд. Когда соседи, знакомые, дальние родственники приходили помогать выполнять какую-либо сложную, трудоёмкую работу. Так, собравшись большим коллективом, строили дом, забивали скотину, рубили и щипали птицу и много другой работы выполняли, как говорится, всем миром. Жаль, сейчас как работать, так и отдыхать миром мы почти разучились.
Жил в Фунтиках мужик – Семенченко Кирилл Трифонович. Уважаемый в селе человек, хозяйственный, семейный. В пример всем очень богобоязненный и верующий. Кум же его, не менее уважаемый человек, жил в Топчихе. Вот вечером уже и свечи погасили, ко сну отходить собрались, как вдруг стук в дверь. Хозяин к двери: "Кого нелёгкая в такую пору по гостям носит?" А это кум пришёл с просьбой: "Подсоби, – говорит, – скотину забить. Торопимся. Завтра утром мужики обозом мясо в Барнаул повезут, и я хотел с ними успеть. Ведь в одиночку потом мясо везти далеко, да и боязно. Лихих людей по тракту всегда полно".
В общем, уговорил кум мужика. Пошли они в Топчиху. Идут, друг с другом разговаривают, а у Кирилла все больше сомнений: "Как же так, ведь кум раньше и словом не обмолвился, что собирается скотину резать, да и почему пешком? Ведь если торопится, мог бы и на лошади приехать". В общем, сомнения и тревога его гложат, а глянет на попутчика – ну кум же! И голос, и походка – всё его. И лицом вроде он. Прямо чертовщина какая-то!
Довольно-таки быстро дошли до Топчихи, на окраине которой и жил кум. Стали входить в дом. Ну, а дверной проём, как и во всех сибирских домах, низкий (чтоб хату меньше выстужать), вот и нагнулся в дверях как в поклоне Кирилл Трифонович. Да возьми ещё и проговори вполголоса: "Ну, господи, благослови". Тут как пелена с глаз у него спала. Глядь, стоит он ночью среди берёзового колка на пеньке, рукой правой за ветку берёзы держится. Не видно ничего кругом. Куда идти – не знает. Так и просидел до утра на пеньке. А когда рассвело, вышел он на дорогу и только тогда понял, что ушёл водимый нечистым километров за десять от села в сторону Парфёново. Пришёл домой только к обеду. Вот так мужик к куму на помочи ходил.