Священные книги этрусковВ начале I тысячелетия до н.э. в северной Италии процветала великолепная цивилизация этрусков. Многие знаменитые города Италии, такие как Перуджа, Верона, Болонья, Флоренция были заложены этрусками. Ими был основан «Вечный город» Рим, а также созданы многочисленные памятники культуры, в т.ч. символ Рима - «Капитолийская волчица». Этруски были искусными мореходами, соперниками греков и союзниками карфагенян.
Первоначально, в X-IX вв. до н.э., этруски жили в той части нынешней Италии, которая позднее стала называться Тосканой, ибо этруски сами себя звали «тосками» или «тусками». Затем их влияние распространилось практически на всю Италию и часть Средиземноморья. Есть сведения о множестве этрусских городов, расположенных к югу от Этрурии, в долине реки По и у подножия Центральных Альп.
В древних этрусских книгах были изложены основы религии этрусков. Эти книги не сохранились, но отдельные отрывки из них вставлены в труды римских писателей, знавших этрусский язык и сумевших сделать перевод. Самым важным источником по этрусским ритуалам считается сочинение Цицерона «О гадании». Цицерон принадлежал к коллегии авгуров (жрецов) и был хорошо осведомлен в вопросах религии и культа. Он назвал несколько священных книг этрусков.
Одна из них - «Книга гаруспиков». В ней изложены предсказания, основанные на исследовании внутренностей жертвенных животных. Они были получены от пророка Тага, о котором Цицерон говорит, что у него было лицо ребенка, но мудрость почтенного старца; он научил людей секретам гаруспиков, прочтению предзнаменований по молнии и землетрясению, предсказал этрускам будущее и вскоре после этого исчез.
Еще один сборник прорицаний касался естественных явлений природы, не поддающихся никакому разумному объяснению, нарушающих нормальный порядок вещей. Считалось, что они представляют серьезную опасность для людей и страны. В случае появления комет, метеоритов, землетрясений, уродов, этруски искали совета в книге «О чудесах и знамениях». Писатель Макробий в «Сатурналиях», энциклопедическом произведении IV в., приводит два больших отрывка из этой священной книги.
Со всей тщательностью жрецами было разработано гадание по внутренностям жертвенных животных. У этрусков жертвоприношения носили совещательный характер, позволяя им узнать о намерениях богов в отношении людей путем исследования внутренностей, в частности печени. «Считалось, - пишет замечательный исследователь культуры этрусков А.Е. Наговицын, - что этот орган находился в магической связи с божественными силами и является своеобразным Микрокосмом». Печень служила местообиталищем души в теле человека. В гадательных практиках использовалась печень животного. Она показывала жрецам состояние Космоса в момент гадания.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Современник Цицерона Тарквициус Прискус перевел на латинский язык «Книгу о молниях», которую по приказанию императора Августа хранили в храме Аполлона на Палатинском холме. Традиция приписывала учение о молниях нимфе Вегойе. Эта «наука» содержала ряд ценных наблюдений небесных явлений и по своему интерпретировала их. У этрусков девять божеств обладали способностью метать молнии, из них Юпитер был величайшим громовержцем. По преданию, именно он, величайший из богов, завещал нимфе Вегойе «учение о молниях», а от нее первым это знание получил лукумон города Клузия. Лукумоны - цари и жрецы, уподоблявшие себя Юпитеру, - правили этрусками. О них в одном из древних латинских словарей говорится, как о «людях, называвшихся так за их безумие, потому что места, к которым они подходили, становились опасны».
Вероятно, лукумоны обладали особенной силой, которая распространялась на окружающее пространство и была смертельна для обыкновенных людей. Возможно, они умели управлять молниями, ведь недаром писал историк Диодор об этрусках: «Они жадно учились, в первую очередь письменности, науке о природе и богах; больше всех других людей они занимались наукой о молниях».
Способность жрецов воздействовать на силы природы подтверждается историческим фактом: в 409 году, когда орды вестготов под предводительством Алариха ринулись в Рим, к римскому папе Иннокентию I обратились гаруспики (жрецы) с предложением направить на неприятеля молнии. Единственным условием было то, чтобы папа благословил их на публичную церемонию и торжественные заклинания, но папа отказался.
Еще одна священная книга этрусков - свод различных правил и предписаний под общим названием «Книги обычаев». Ее рождение приписывается некоему пророку Какусу, который был одним из приближенных царя Лидии Марсия, совершившего вторжение на Италийский полуостров приблизительно в VII в. до нэ. «Книга обычаев» освещает представления этрусков о мире. Они были основаны на тесной связи между космическим и земным пространством, между миром богов и миром людей, между макро- и микрокосмосом. Это пространство, правильно ориентированное и подразделенное на определенное число районов, выражалось латинским понятием templum (храм) и лежало в основе построения городского поселения.
Темплум определялся пересечением под прямым углом двух осей: оси север-юг и оси север-запад. У смотрящего на юг, в направлении богов, восток оказывается слева, запад - справа, юг - перед ним, а север - сзади. Восток - область восходящего солнца, откуда появляется свет, - самый благоприятный район, запад - это уход, закат солнца, северо-запад - район ночи и смерти, обиталище демонов ада. На юге живут земные божества, а на юго-востоке - великие небесные боги. Таким образом, стороны света у этрусков имели разную степень благоприятности, и, следовательно, группы горожан, проживавшие в соответствующем квартале, имели различный социальный статус.
Этот же важный сборник считался священным руководством в толковании судеб отдельных людей и городов, в вопросах продолжительности человеческой жизни и жизни городов. Срок человеческой жизни у этрусков фиксировался семьюдесятью годами. В соответствии с некоторыми обычаями лукумоны или жрецы могли умилостивить судьбу и продлить жизнь, но не более чем на 10 лет. Правда, этруски полагали, что смерти нет. Они лишь со страхом ожидали перехода в иной потусторонний мир - царство мертвых Эйга (Гадеса или Аида) и Ферсипнаи (Персефоны) и встречи с одним из демонов смерти - перевозчиком Хару (Харон).
Наряду с теориями о человеческой жизни этруски разработали учение о веке, продолжительность которого была фиксирована в сто десять лет. Этрусскому народу было предначертано существовать восемь веков. Смешавшись с римлянами и другими италийскими племенами, этруски исчезли задолго до нашей эры. С тех пор улыбающиеся статуи и расписные гробницы хранят молчание; из девяти тысяч сохранившихся этрусских надписей большая часть не расшифрована. (C)