Небесный огонь и животворный дождь
Илья стал одним из первых воспринятых славянскими язычниками христианских святых. Известно, что в Киеве храм в его честь существовал еще до официального Крещения Руси.
Из библейских сказаний пошло верование о том, что Илья является повелителем небесного огня и дождя. В Библии написано, что при жизни святого по его молитвам с небес мог нисходить палящий огонь. Также пророк мог предсказать длительную засуху и проливной дождь. А в конце своих земных дней Илья был живым вознесен Господом на небо в огненной колеснице. Поэтому считалось, что святой не умер, а живет на небесах и смотрит за тем, как исполняется Закон Божий на Земле. Во время второго пришествия Христа он навсегда вернется к людям.
Образ Ильи-пророка в представлении крестьян слился с образом Перуна-Громовника. Его, как и языческое божество, народ наделял властью над грозой, молнией и громом, ветром и дождем. Также в старину Перуна почитали, справляя «летнее Перунье», почти в то же время, что и по принятии христианства – Илью-пророка.
Крестьяне верили, что разъезжает Илья по небу в колеснице, запряженной огненными конями. Стук колес и лошадиных копыт и есть гром.
Начало дождя объяснялось тем, что Илья развозит воду для святых, а пролитая ее часть выпадает на землю осадками.
По поверьям, святой появляется только там, где требуется вмешательство Бога. Ведь именно он является блюстителем исполнения заповедей Господних. Наделенный почти божественной властью, он мог карать грешников, изгонять и губить нечисть. Направлял на них он свои стрелы-молнии. Нечистая сила, уберегаясь от расправы, на Ильин день превращалась или вселялась в людей, диких и домашних животных, пряталась по лесам и крестьянским хозяйствам.
Чтобы уберечься самим и сохранить свой двор, поле, стога сена от попадания молнии, деревенские жители соблюдали ряд запретов и выполняли охранительные действия.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Голову на Ильин день нужно обязательно прикрывать платком, чтобы в волосах не завелась нечистая сила.
Так, на Илью-пророка не выгоняли в поле скот, не впускали в дом незнакомцев, кошек и собак, окуривали отгоняющим нечистую силу ладаном избы.
Женщины и девушки обязательно покрывали голову платком. Верили, что в случайно оброненный волосок может попасть молния, а также что в растрепанных волосах легко спрячется нечистая сила.
Запрещалось на Ильин день петь и громко кричать, так как скрывающаяся от Ильи нечисть, по поверьям, может проникнуть в человека через рот.
Проникнуть нечистая сила могла и в того, кто позабыл надеть свой нательных крестик.
В некоторых местностях на Илью временно выносили из дома предметы роскоши, считая, что владеть ими грешно. А чтобы в посуде не укрылась нечистая сила, ее переворачивали вверх дном.
Верили, что стрелы-молнии могут случайно попасть и в невинного человека. Поэтому считалось, что все погибшие во время грозы попадали в рай.
При каждом раскате молнии суеверные крестьяне осеняли себя крестным знамением. А все время, пока шел грозовой дождь, жевали плесневый или горелый хлеб – чтобы не бояться.
Но самым главным запретом на Ильин день был запрет на любую работу. В огороды в этот день старались даже не выходить, дабы не разгневать Илью.
А вот попасть под Ильинский дождь считалось хорошей приметой. Крестьяне верили, что он смывает хвори, порчу и сглаз.
На Ильин день, а иногда и целую неделю после него крестьяне со всех окрестных деревень стекались в ту, где был храм в честь этого святого. Несмотря на то что чаще всего Илья представлялся строгим и сердитым выразителем «гнева Божьего», деревенские жители надеялись на его помощь. Так, 2 августа служились молебны «Илье мокрому» о даровании животворного дождя или «Илье сухому» – о прекращении обильных ливней, обрушившихся на землю. В сопровождении священника выходили крестьяне на поля, читали молитвы, обращаясь к святому, совершали крестный ход с его иконой, кропили нивы святой водой. Полагали, что святой может даровать земле-матушке плодородие. Говорили: «Пророк Илья куда ни махнет, всюду жито растет». Хозяйки на Илью-пророка пекли из новой муки хлеб, подавали к столу огурцы и горох.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Огненное восхождение Илии-пророка на небеса. Псковская икона ХVI века.
Гремячие ключи и запрет на купание
Илья-пророк считался повелителем не только дождя, но и всей водной стихии.
Так, родники, пробившиеся сквозь толщу земли после падания молнии, называли святыми, гремячими ключами, ставили над ними часовни во имя святого Ильи или Богородицы. К ним непременно совершались крестные ходы на Ильин день с опусканием в воду иконы.
Вода, взятая из гремячего ключа, считалась целебной.
С Ильиным днем связан запрет на купание в реках, озерах и прудах. Действительно, во многих местностях вода к этому времени значительно холоднеет. Но народ объяснял запрет и по-другому.
Так, распространенным верованием было то, что на Ильин день святой бросает в воду камушек или льдинку. Также полагали, что в это время одна из впряженных в колесницу Ильи лошадей роняет в воду подкову, отчего вода холоднеет.
По народным поверьям, остудить воду могли и переплывающий через реку медведь или олень, а также обмакивающий рога или копыта лось.
По сей день сохранились и такие странные верования-объяснения: вода на Ильин день «портится» от того, что в нее «Илья написал».
В некоторых местностях говорили, что с Ильи-пророка купается только нечистая сила, оскверняя воду и утаскивая на дно неосторожных купальщиков.
Исцелитель и примиритель
Илью-пророка крестьяне считали и исцелителем от разных болезней. Библейская легенда о воскрешении Ильей мертвого отрока вполне могла служить одной из основ этого верования. Ильинские стрелы-молнии часто упоминались знахарями в заговорах. С молитвенной помощью к святому обращались, например, при икоте или падучей. Помогал святой даже при сибирской язве.
Также Илья-пророк среди крестьян считался примирителем детей и родителей, советником в брачных спорах, предсказателем будущего.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Молитва Илье во дворе Гошевского монастыря (Ивано-Франковская область Украины).
В бою охранитель
Перенявший функции Перуна Илья-пророк стал покровителем русских воинов. Про Илью говорили: «Туго ты тянешь, метко стреляешь, врага и супостата убиваешь и огнем опаляешь…» К святому обращались в охранительных заговорах и молитвах перед боем.
На Ильин день еще в давние времена прославляли доблесть воинов-защитников. А в наше время 2 августа, в день грозного, сурово наказывающего врагов Ильи-пророка, по интересному, может быть не случайному, совпадению празднуют День воздушно-десантных войск. Дата для праздника была установлена в честь первого парашютного десанта, десантированного на войсковом учении именно в этот день в 1930 году. 2 августа считается Днем рождения ВДВ. Вот уже более 80 лет десантники отважно защищают нашу Родину под небесным покровительством Ильи-пророка. Десантники, как и сам святой, карают врагов с воздуха, высаживаясь с самолетов – символических колесниц, бороздящих небеса, и открывают огонь – стрельбу по противнику.