Церковь на костяхВ 1318 г. в Богемии вспыхнула эпидемия чумы. Родственники везли своих мертвецов, разумеется, в Кутно-Гору, к месту, где монахи когда-то развеяли частичку Палестины. В тот страшный год земля приняла около 30.000 трупов. Само кладбище занимало четыре гектара и было несоизмеримо больше нынешнего. Захоронения не прекратились и после эпидемии. Здесь погребали тела монахов-католиков, которых протестанты резали сотнями.
Со временем кладбище снискало славу места, где покоились мученики и погибшие за веру. Когда некрополь уже не мог вместить новых мертвецов, его упразднили. При этом все кости извлекли из земли.К тому времени построили часовню Всех Святых с подвальной часовней Душевной агонии Иисуса Христа в Гефсиманском саду. Именно туда и перенесли останки основной массы кутно-горских покойников. Кости складывали без всякого порядка и смысла, не заботясь об эстетике и интерьере огромного склепа, в который превратилась нижняя часовня.
Первые попытки упорядочить костяные нагромождения предпринял некий монах, о котором известно только то, что он был полуслепым. Монах разобрал завалы черепов, берцовых, плечевых и тазовых костей, ключиц, предплечий и ребер. Из них он построил 6 пирамид.
Когда окрестные земли перешли к роду Шварценберг, наведением порядка в костехранилище занялся Франтишек Ринт, известный резчик по дереву и страстный поклонник Иеронимуса Босха. В благодарность работодателю Ринт сложил из костей герб Шварцен-бергов. Один из предков этой фамилии прославился победой над турецкими басурманами. Поэтому австрийский император разрешил представителям рода иметь на гербе отрубленную голову турка, которому выклевывает глаза ворон.
Из необычного материала резчику удалось создать интерьер, который сохранился почти без изменений до наших дней. Орнамент на сводах - из лопаток, позвонков и ключиц. Гигантская люстра - сама по себе полный анатомический атлас - висит на элегантных гирляндах из челюстей. Вместо кудрявых пухлощеких херувимчиков - черепа, черепа и черепа, сплетенные в бесконечные гирлянды. Дарохранительница и потир, стоящие в нишах по обе стороны от престола -из множества каких-то только специалистам ведомых косточек. Посередине - несколько погребальных этажерок-обелисков, чуть ли не единственные некостяные объекты, но и на них аккуратно расставлены черепа с лучевыми кос-
тями. Но как ни старались, все тысячи скелетов реализовать не удалось, и сотни непристроенных костей с черепами просто сложили в гигантские аккуратные пирамиды: незатейливо, но впечатляет. А на куполах, вместо крестов, - самый настоящий Jolly Roger!
Перед тем как собрать какую-либо композицию, дизайнер погружал кости в раствор хлорированной гашеной извести. После высыхания они принимали специфический белый цвет. Правда, со временем белые экспонаты пожелтели, и кое-где покрылись автографами посетителей часовни. Смотрители по мере сил пытаются бороться с современными вандалами, но безуспешно. Время от времени памятные надписи появляются даже на люстре, при создании которой Ринт использовал все кости человеческого скелета, начиная с фаланг и заканчивая копчиками.
Но особо будоражат воображение, конечно же, не люстры, а код-тяные пирамиды. Мастер придал им форму колоколов. В каждом сделано четыре отверстия для вентиляции. Все сооружения увенчаны короной, символом вечной жизни и победы над смертью.
В XVI веке под одной из таких пирамид монахи нашли клад. Его происхождение выяснить так и не удалось. Он взялся как бы ниоткуда. Поэтому братья приписали случайную находку божественному вмешательству. Кутно-горский монастырь тогда очень нуждался в деньгах, и 10 тысяч дукатов, сумма совершенно фантастическая, пришлась как раз кстати. Существует поверье, что тот, кто бросит монету на пол перед алтарем, найдет в будущем несметные сокровища. Причем это произойдет случайно и только в том случае, если человек будет испытывать в деньгах крайнюю нужду.
Многие пытались подсчитать число людей, отдавших свои кости на украшение часовни. Однако вряд ли кто-нибудь способен определить точную цифру. Специалисты-антропологи полагают, что здесь собраны останки не менее 40 тысяч человек. Конечно, это во многом просто очень А своеобразное надгробие - такой вот памятник многочисленным смертям, зачастую явно катастрофическим: чуму по костям не очень распознаешь, а вот проломленные, простреленные или изуродованные черепа заметны сразу.
Надо признаться, что трудно найти в мире более яркое произведение, которое заставляло бы задуматься о быстротечности человеческой жизни и скором судном дне, о бренности всего сущего и грядущем апокалипсисе.
(с)