Когда-то давно одежды человека указывали на его родовое происхождение и защищали от магического воздействия потустороннего мира. Об этом свидетельствуют охранные знаки и талисманы, которые были элементами верхней одежды и головных уборов. Одежда являлась лишь фоном для этих ритуальных предметов, которые постепенно превратились в украшения, кисточки, пряжки, помпоны и т.д.
Головной убор служил показателем социального статуса и символом ауры, то есть одновременно указывал на уровень и материального, и духовного совершенства. Чем массивнее он выглядел, тем человек пользовался большим уважением.
Право на ношение того или иного головного убора нужно было заслужить. К примеру, убор из орлиных перьев у североамериканских индейцев, в котором каждое перо — это очередная заслуга или победа.
В древних религиях верхняя часть головного убора ассоциировалась с мистическим духовным центром, поэтому удлинялась, украшалась шпилем или делалась в виде конуса или колпака. В Индии – это, так называемая, чакра познания мироздания — сахасрара. Специальный орнамент на передней части головного убора мог обозначать третий глаз (чакра аджна) и украшался драгоценными камнями.
На головном уборе фараонов аджна отмечалась изображением змеи, коршуна и другими знаками власти. Этот позабытый обычай проявляется до сих пор. Например у военных. Каски, фуражки, пилотки – все они имеют государственный герб, кокарду и иные знаки.
Причудливая мода средневековой Европы может показаться чудачеством и верхом непрактичности, чего уж стоят только одни башмаки с невероятно длинными носками и платье со шлейфом, волочившимся по земле вслед за своей хозяйкой…
Однако никто и не думал об удобстве. Во времена, когда практически все люди верили в магию, смысл костюма тоже имел мистический уклон.
Поэтому бубенчики на головных уборах, которые сегодня мы привыкли видеть только у клоунов, в средние века били нормой для мужского костюма. Колокольчики – надежная защита о порчи и всякого колдовства.
Немного позднее появились люди, которые стремились переключить внимание прохожих, обладающих дурным глазом, на свою одежду. Тем самым невольно становились двигателями новомодных тенденций.
К примеру, композитор Рихард Вагнер надевал на голову красный бархатный берет и такого же цвета куртку, чем очень удивлял окружающих, но некоторые стали ему подражать. Затем средством защиты от колдовства стали парики. Впрочем, это не являлось большим новшеством, так как парики были еще в Древнем Египте.
Во Франции при дворе Людовика XIV парики превратились в сложные архитектурные сооружения. Шиньоны, ленты, перья, фрукты, статуэтки и даже миниатюрные ветряные мельницы, – все это украшало женские парики, от чего они становились тяжелыми, неудобными.
Модная мужская треуголка, надетая поверх парика, тоже была крайне неудобной. Но треугольник, с незапамятных времен считался защитным символом.
Рога животных (серны, оленя, буйвола, барана, быка, антилопы, козла) — тоже считались защитными амулетами. Изображения рогов встречались на древних и средневековых головных уборах очень часто, особенно мужских. Это двурогие шлемы и иные «рогатые» шапки, что носили европейские священники, правители и воины.
У знатных женщин был головной убор с рожками по бокам головы — эннен. Венецианские влиятельные люди тоже надевали вышитую золотом рогатую шапочку, поверх чепца.
Восточные славянки носили двурогий головной убор – кичку. Рога кички достигали 20 см. и более. Кончики связывали шнурками с украшениями. А в северных русских землях были распространены кокошники с гребнем и маленькими рожками. Так что когда вы в следующий раз увидите причудливый головной убор, не спешите прыскать от смеха. У всего есть свой скрытый смысл….