Фестский диск: письмена, свёрнутые в спираль
Очередной рабочий день 3 июля 1908 года итальянской экспедиции, раскапывавшей руины царского дворца в Фесте, что на острове Крит, подходил к концу, когда археолог Л. Пернье, занимавшийся расчисткой одного из подсобных помещений дворца, обнаружил небольшой диск из хорошо обожжённой глины. Поверхность извлечённого из земли предмета с обеих сторон была испещрена неизвестными дотоле письменами. Лента каллиграфически исполненных рисуночных знаков скручивалась в две тугие спирали. Внутри надписей с обеих сторон выделялись группы знаков, заключённых в прямоугольные поля-ячейки. Было видно, что древний каллиграф-печатник использовал приём, предвосхитивший книгопечатание. Каждый знак оказался оттиснутым с помощью специально вырезанной миниатюрной печатки. Набор штампиков несомненно был изготовлен заранее и вряд ли предназначался для воспроизведения одного-единственного небольшого текста.
Где был изготовлен диск?
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]По археологическим данным, Фестский диск следовало датировать примерно 1600 г. до н.э. - временем становления крито-минойской цивилизации. Долгое время оставался открытым вопрос о месте изготовления керамического диска - был ли он сделан на самом острове Крит или же кем-то завезён сюда. Но вот при раскопках в тридцатых годах прошлого столетия пещерного святилища в Аркохоре, Центральный Крит, была найдена культовая медная секира с гравированной надписью, на которой встречались знаки с Фестского диска. Кроме того, как показало изучение других археологических находок, критским мастерам керамики задолго до изготовления Фестского диска была известна техника нанесения на поверхность глиняного предмета до его обжига изображений, оттиснутых специально изготовленными матрицами.
Краткость Фестского диска - в нём 241 знак, из которых 45 различных - не позволяет делать на основе его статистического анализа далеко идущие выводы. Однако выяснить, в принципе, какой являлась данная система письма всё-таки можно. Количество знаков на диске слишком велико для алфавита, но в то же время слишком мало для иероглифического письма, то есть словесно-слогового, где знаки исчисляются сотнями. Поэтому письменность Фестского диска учёные определили как слоговую.
Как Вентрис прочёл то, что нашёл Эванс
Отметим, что первые образцы подобного так называемого линейного письма были обнаружены знаменитым английским археологом Артуром Эвансом в 1900 году при раскопках другого большого критского города Кносса. Всего Эванс нашёл там образцы сразу трёх, явно родственных между собой, видов «минойского письма». Первый из них включал знаки, имевшие, подобно древнеегипетским иероглифам, рисуночный характер и изображавшие различные конкретные предметы. Эванс назвал его «критской иероглификой». Два других вида письма древних критян со знаками обобщённых очертаний, по большей части явно утратившими прямое сходство со своими изобразительными прототипами, получили наименования «линейного письма А» и «линейного письма В».
Попытки расшифровать критские письмена начались вместе с их открытием, но долгое время были безрезультатными. Перед самой Второй мировой войной к работе над дешифровкой линейного письма В приступил совсем ещё юный британский исследователь Майкл Вентрис (1922 - 1956 гг.), которому и суждено было решить эту сложнейшую задачу. Путь к его успеху в значительной мере был проложен трудами американских учёных Алисы Кобер и Эметта Бонетта. Успех к Вентрису пришёл в 1952 году, когда, используя результаты формального анализа надписей, произведённого Кобер, он сумел намного глубже развить её наблюдения о наличии в исследуемом языке грамматических окончаний и смог составить особую координатную сетку, отражающую их чередование. Теперь оставалось выяснить, какой из древних языков мог укладываться в полученную им сетку.
Долгие годы Вентрис думал, что языком табличек линейного письма В должен оказаться этрусский, ведь язык этрусков, древних обитателей Италии, судя по многим данным, связан своим происхождением с Эгейским миром. Во всяком случае, он не допускал мысли, что это может быть греческий язык. В своё время, следуя теории своего соотечественника Эванса, Вентрис даже писал: «Гипотеза о том, что минойский язык мог оказаться греческим, конечно, основана на явном игнорировании исторической вероятности». Однако этрусский язык грамматически никак не подходил к «сетке» Вентриса. И тогда исследователь решил на всякий случай, эксперимента ради, проверить, насколько бы подошёл к ней греческий. Полученный результат был поразителен: греческий язык подошёл как нельзя лучше. Произведённая Майклом Вентрисом дешифровка линейного письма В позволила не только прочесть древнегреческие тексты второй половины II тыс. до н. э., но и создала основу для плодотворного исследования других памятников письменности Эгеиды догреческого периода, к числу которых относится и письменность Фестского диска.
Попытка за попыткой
Благодаря достижениям Вентриса, действительно, удалось прочесть и подавляющее большинство надписей, сделанных линейным письмом А, многие знаки которого совпадают со знаками линейного письма В. С письменностью же Фестского диска всё куда как сложнее. Успехи можно назвать лишь частичными. Причём над расшифровкой его бьются не только профессионалы-лингвисты, но и многочисленные любители и энтузиасты.
Так, лингвист А. Молчанов с осторожностью и обстоятельностью истинного профессионала провёл свой анализ текста и пришёл к выводу, что так называемый знак 02 - человеческая голова с петушиным гребнем - передаёт смешанный образ человека и петуха - животного, издревле почитавшегося на острове Крит в качестве атрибута верховного солнечного божества. Согласно античной мифолого-исторической традиции, древние критские владыки, потомки царя Миноса, возводили свой род к богу Солнца, и петух служил их родовой эмблемой. Тот факт, что прототипом для знака 02 послужил священный династический символ, позволило Молчанову считать этот знак детерминативом, иначе говоря, определителем имён минойских правителей. В тексте этот знак сопровождает 19 слов. Следовательно, в нём приведены имена 19 минойских правителей.
Журналист Владимир Михайлов после долгих лет работы над дешифровкой диска нашёл, как он полагает, ключ к тайне. По его мнению, на диске воспроизведены молитвы, которые критские хлеборобы пели при обработке полей и сборе с них урожая. На лицевой стороне диска якобы находится молитва «возрождения хлебного духа».
Однако наиболее оригинальную трактовку текста Фестского диска предложил небезызвестный Геннадий Гриневич - геолог по специальности. Сочтя надписи Фестского диска схожими со славянской письменностью типа «черт и резов», он так дешифрует лицевую сторону диска: «Горести прошлые не сочтёшь, однако горести нынешние горче. На новом месте вы почувствуете их. Все вместе. Что нам послал ещё бог? Место в мире божьем. Распри прошлые не считайте. Место, что пожелал вам бог, обступите тесными рядами. Защищайте его днём и ночью. Не место - волю. Живы ещё чада её, ведая, чьи они в этом мире». Текст на обратной стороне: «будем опять жить, будет поклонение богу, будет всё в прошлом - забудем, кто есть мы. Чада есть - узы есть - забудем, кто есть мы. Что считать, боже. Рысиюния чарует очи. Никуда от неё не денешься, не излечишься от неё. Не однажды будет, услышим мы: чьи вы будете, рысичи, что для вас почести, в кудрях шлемы, разговоры о вас? Не есть ещё, будем её мы».
В соответствии с гипотезой Гриневича, некое племя рысичей было вынуждено покинуть свою родину в Триполье, на нынешней Украине, и переселиться на остров Крит, где оно и создало самобытную культуру острова. Гриневич ещё в советские времена несколько раз обращался со своей гипотезой в Институт славяноведения и балканистики, в Институт русского языка АН СССР и в МГУ, но везде по рассмотрению получил отрицательные ответы.
Так что, несмотря на некоторые успехи, тайна письменности Фестского диска остаётся почти столь же неразрешимой, что и столетие назад. Сколь ни прискорбно это осознавать.
Виктор САМАРИН