Петр и Павел
Святые Петр и Павел традиционно ставились выше других апостолов. По церковным писаниям, Петра выделил сам Иисус Христос. За неистовую веру и преданность нарек его «камнем», «скалой» (Петр – от греч. «камень», «скала», «каменная глыба»). Позже Церковь возвысила и Павла за его деяния и свершения во имя Господне. Так что по духу, силе веры святые Петр и Павел близки друг другу. До сих пор память о них чтят в один и тот же день.
Так сложилось на Руси, что Петр стал одним из наиболее любимых народом святых. Наверное, потому, что этот апостол был назначен Господом хранителем ключей от Царствия Небесного. Его врата открывались только перед богоугодными людьми. В народном сознании Петр перенял некоторые черты бога Перуна-Громовника, повелителя дождей, творца урожаев. Поэтому святого нередко представляли в виде хлебопашца, покровителя земледельцев. О Петре русский народ сложил множество легенд, сказов и пословиц. Не забывали крестьяне и о Павле, и хотя день их памяти называли Петровым, всегда имели в виду обоих святых.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Микеланджело Караваджо. «Смерть апостола Петра». 1600 год.
Встреча солнца
На Руси языческой в разгар лета, в самую жару люди славили солнце. С тех давних времен сохранялся среди крестьян обычай на заре Петрова дня «караулить солнце». Примечали, что в это время оно играет, переливается разными цветами, распускает свои ленты-лучи. С вечера молодежь выходила на пригорки, к берегам рек, на поля, разводила костры как символ небесного огня. Парни и девушки водили вокруг них хороводы, олицетворяющие солнце, пели обрядовые песни, плясали. И радостными криками встречали первые солнечные лучи. Считалось, что тот, кто насчитает больше цветов в игре солнца, станет самым счастливым.
Встречала солнце не только молодежь. Семейные пары с детьми, старики выходили на огороды и подставляли лицо под благословенные лучи дневного светила.
Братчина
В Петров день, посетив с утра храм, деревенские жители собирались на братчину – совместное застолье. Петры и Павлы завершал Петров пост, как говорили в народе, Петрово говенье. Если память святых не выпадала на среду или пятницу, то разговлялись купленным в складчину быком или бараном. В этот день хозяйки выставляли на общий стол пироги с зеленым луком, ватрушки с творогом и яйцом, щи с крапивой и крашенные в желтый цвет яйца, пиво и другие горячительные напитки. Так начинался летний мясоед.
Рассказывали, что в давние времена, когда селяне жили праведно, в день Петра и Павла выбегал из леса олень. Его принимали как подарок от Петра, закалывали и съедали всей деревней. Так было несколько лет, пока крестьяне не отступили от праведной жизни. Поэтому дарственный олень больше не появлялся.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]«Петр и Павел». Икона XV века.
Если Петров день выпадал на постные дни, Церковь не разрешала вкушать мясо и пить вино. Известно, что Петр I, отмечавший свои именины 12 июля, всячески пытался отменить этот запрет. Но иерархи Церкви стояли на своем, и за это государь распустил патриаршество, которое возобновило свою деятельность только в 1918 году.
Но братчина была не только совместной веселой трапезой. За столом обсуждались и решались общественные дела: как скажет братчина, так тому и быть.
Петровки
Праздновали Петров день два, а то и три дня. Все это время называлось Петровками. Работать в это время было не принято. Крестьяне ходили друг к другу в гости. Угощали даже умерших родственников, которые, по поверьям, приходили на праздник по ночам. Для них предусмотрительные хозяйки вечером оставляли на столе немного праздничных блюд.
В городах и селах гудели ярмарки – Петровские торги. По обычаям на Петра и Павла рассчитывались по долгам и заработным платам, выплачивались пошлины. На оставшиеся деньги крестьяне покупали все необходимое для семьи, подарки и гостинцы. Оставляли сбережения только для судебных тяжб, начинающихся также в этот день.
В деревнях устанавливались качели и карусели, вращающиеся, как и солнце, по кругу. Главы семейств, держащие своих жен и дочерей в строгости, разрешали им в этот день позабавиться на петровских гуляниях. Девушки качались на качелях с парнями, вероятно, с будущими мужьями. Говорили: «На Петров день качались, к Покрову свадьбу справили». Считалось, что чем выше взлетишь на качелях к солнцу, тем лучше.
Затевала молодежь и другие игры. Например, парни ходили среди девушек с платком на лице, а те должны были узнать их. Узнавание служило верным признаком предстоящего обручения.
Поздним вечером молодежь наведывалась во дворы односельчан и устраивала там беспорядки: разбрасывались инструмент, утварь, бревна, переворачивались сани, телеги, заваливались входные двери, срывались созревающие плоды, разгонялась домашняя птица… Хозяева же не слишком бранили незваных гостей. Хулиганящая молодежь изображала нечистую силу, отводя таким образом от дома настоящую нечисть.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Рыбаки считают святого Петра своим покровителем.
В Петров день крестьяне непременно купались в реках, пили родниковую воду, запасались ею впрок. Считалось, что омовение очищает от грехов, а ключевая вода приносит здоровье.
Петр-рыболов
Святой Петр считался в народе покровителем рыбаков. Ведь изначально он и сам был простым рыболовом. За этим занятием он был призван Христом. На Петра и Павла рыбаки обязательно посещали храм, заказывали молебен, ставили перед образом святого мирскую свечу с мольбами о помощи в трудном промысле.
Сразу же после службы мужчины отправлялись на рыбалку и варили из улова «щербу», уху. Рыбачить в это день считалось хорошей приметой.
Любили деревенские жители Петров день. Недаром говорили: «У мужика и то праздник, что Петров день», «Женское лето – по Петров день». Позади остается макушка лета, впереди – горячая деревенская страда. (С)